Корпоративное издание: опыт компании «Авторай».

Рано или поздно руководство многих компаний начинает задумываться о том, чтобы выпускать собственное корпоративное издание. В мелких фирмах зачастую ограничиваются листовкой формата А4, которая распечатана на принтере (возможно даже цветном), более крупные замахиваются на полиграфическую печать и полноценный газетный формат.
Редакция корпоративного издания компании «Авторай» любезно поделилась нюансами издательского дела на примере своей газеты.

Кулакова Марина Руководитель HR службы компании На кого ориентировать корпоративное издание?
Это наиболее актуальный вопрос, на который нужно ответить еще на стадии планирования своего корпоративного издания. На кого будет ориентировано: на сотрудников или клиентов? Дело в том, что это совершенно разные целевые аудитории и каждая ожидает получить от издания что то свое. Газета для сотрудников это: новости компании, принятые решения руководства, возможность обсудить их, налаженная обратная связь, рассказы об отдельных сотрудниках или подразделениях, фотоконкурсы и пр. В издании для клиентов на первое место встает информация о качестве предоставляемых услуг, спецпредложения, прайсы, описание тех или иных товаров, новинки рынка, советы специалистов компании и т.д.

Не исключено, что Вы решите «убить двух зайцев одним выстрелом». В этом случае знайте, что рано или поздно одна из целевых групп все равно станет доминирующей и издание придется переориентировать. Не нужно этого бояться, это естественный процесс развития корпоративного издания. Так, например, в компании «Авторай» корпоративная газета «для всех» выпускалась в течение года с периодичностью раз в месяц. Лишь спустя этот период времени стало ясно, что так продолжаться дальше не может. Наши сотрудники не понимали аналитические или информационные статьи, которые предназначались клиентам, а клиенты, в свою очередь недоумевали, зачем им знать о том, как какой-нибудь сотрудник Вася Иванов съездил на отдых в Анапу.

В итоге теперь выпускается 2 газеты: «Авторай» - для сотрудников, «Авторай-Клуб» - для клиентов. Общая периодичность раз в месяц сохранена, но она перераспределяется особым образом: 2 выпуска для сотрудников, 1 выпуск для клиентов — то есть персонал получает 8 выпусков в год, клиенты — ежеквартально.

 

 

 

Какие цели преследует издание для сотрудников?
Сотрудники хотят знать, что творится в компании. Здесь издание может выступать как информатором, фиксирующим те или иные аспекты корпоративной жизни, так и стать площадкой для обсуждения различных рабочих вопросов. В газете компании «Авторай» эти роли менялись от выпуска к выпуску. Поначалу издание было сугубо информационным с полным отсутствием обратной связи. Когда спустя 3-4 месяца сотрудники привыкли к тому, что в компании появилась своя газета, то мы начали налаживать обратную связь. Самый простой — это организация фотоконкурсов типа «Как я провел лето». Сейчас редакция организует диалог: рядовые сотрудники задают злободневные вопросы и топ-менеджеры на них отвечают, сотрудники рассказывают о том, где лучше отдыхать, водители делятся дорожными историями, на страницах газеты отдельная рубрика посвящена той или иной профессии в компании и одному сотруднику с этой профессией. Большинство материалов «отталкивается» от живых людей, от их профессии, личного опыта. В этом отношении всегда интереснее читать очерк о человеке, нежели сдержанную статью о производстве.
Особенно актуально издание, когда компания дифференцирована и ее подразделения работают в разных частях города. В этом случае газета (наряду с корпоративными праздниками) объединяет сотрудников и воспитывает командных дух.


Нельзя не упомянуть об идеологии. Газета несет те идеи, которые представляют ценности компании, причем большая часть сотрудников  доверяет именно газете. В данной ситуации это помогает снизить количество слухов и домыслов: когда люди знают официальную позицию, то им проще ориентироваться в тех или иных событиях, происходящих в компании.

И последнее, это тираж. Поначалу номеров газеты было примерно в 2 раза меньше, чем желающих ее прочитать — таким образом искусственно создавался дефицит плюс снижались расходы. Сейчас тираж одинаков с количеством сотрудников и свой экземпляр получает каждый работник компании.

Какие цели преследует издание для клиентов?

Клиенту нужно дать такую информацию, которая позволит сделать определенные выводы и остановить свой выбор именно на нашей компании. Также всегда интересно узнать об акциях и спецпредложениях. Клиенты всегда ищут выгоду, пусть на 3%, но чтобы бало дешевле.
Учитывая, что часть газет распространяется клиентам, купившим машину или раскладывается в зоне ожидания в салонах и на СТО, то необходимы статьи просто для чтения. В газете для клиентов «Авторай-Клуб» это советы от специалистов станции техобслуживания, презентация новых автомобильных товаров и брэндов. После выставок и мероприятий мы размещаем соответствующий материал в газете и обязательно с фотографиями. То есть даже «чтиво» для зоны ожидания несет полезную информацию.
На каждой полосе обязательно давать контактную информацию: телефон, адрес, сайт, e-mail. Эти данные можно размещать после каждой статьи или в колонтитулах: верхнем или нижнем. Мы остановились на верхнем колонтитуле, где указан многоканальный телефон компании.

 

 

 

Как может выглядеть корпоративное издание?
Формат может быть любым, начиная от черно-белой листовки А4 и заканчивая глянцевым журналом. Мы остановили свой выбор на нечто среднем: полноцветный разворот формата А2, то есть 4 полосы А3. Такой объем позволяет изложить всю интересующую информацию. Над газетой работает 4 человека (с учетом дизайнера компании, работающего над вёрсткой), но их загруженность по газете позволяет  успевать выполнять и свои ежедневные должностные обязанности.

Резюме.
Самое главное: на стадии планирования надо четко ответить на ключевые вопросы «Для кого?» и «Зачем?».
Если издание необходимо лишь для самолюбия и мнимого «статуса», чтобы руководитель при случае мог похвастаться «Вот, газету выпускаем!», то лучше от такого издания отказаться. Стоит ли результат в данном случае потраченных усилий? Поиск материалов, написание статей, фотографирование, печать, распространение, обратная связь — с этим придется неизбежно столкнуться. Написать одну-две короткие новости компании, скачать из интернета статьи «до кучи», скомпоновать их в Word, «приляпать» несколько опять-таки интернетовских фотографий плюс добавить кроссворд с анекдотами — это не корпоративное издание, а профанация. Если клиент или партнер получит подобную «газету», то представьте, какое впечатление Вы о себе оставите.
Кстати, для сотрудников подобное «издание» тоже лучше не делать: статьи они могут успешно почитать в интернете или журналах, а анекдоты лучше рассказывать вживую! В конце концов, это же Ваши сотрудники, не надо расценивать их как недоразвитых людей и «кормить» бюджетно-созданной листовкой! Чем больше будет полезной информации, тем выше ценность. Так что экономия на средствах и человеческих ресурсах при выпуске корпоративного издания недопустима — в данном случае лучше уж «никак», чем «как-нибудь».
Подводя итог необходимо отметить, что выпуск корпоративного издания — это решение зрелой и развитой компании, имеющей достаточное количество сотрудников или клиентов (с точки зрения целевой аудитории). Подобное вложение в имидж компании может дать эффект буквально сразу после выпуска первого номера и поддерживать репутацию на протяжении многих лет.

Удачи!