Карьера. Step by step

В современном мире, чтобы бизнес оставался на плаву, необходимо налаживать отношения с зарубежными партнёрами, участвовать в международных выставках, конференциях, семинарах. Отсюда постоянно растущая потребность в сотрудниках, владеющих иностранным языком.

В этом вопросе безнадёжно отстают зрелые специалисты, с большим стажем работы. Они не учили английский с первого класса, не проводили время в интернете в студенческие годы. Впрочем, и сегодняшние выпускники вузов редко могут похвастаться безупречным знанием языка. А ведь для того, чтобы английский не тормозил выполнение каждодневных рабочих задач, знать его нужно на уровне upper-intermediate (четвёртый уровень по международной пятиуровневой шкале). Это закреплено в форматах международных экзаменов BEC и TOEIC, специально разработанных для бизнес среды.
Всё чаще дальновидные работодатели берут дело в свои руки и вводят корпоративное обучение. Многие при этом наступают на одни и те же грабли, когда сотрудники зря тратят время, фирма – деньги, а результата всё нет и нет. Как правильно подойти к обучению, каковы подводные камни подготовки кадров, отвечающих запросам времени?

Своими наблюдениями и выводами с нами поделилась директор школы английского языка «Light», Татьяна Евгеньевна Ликинцева.

Прежде всего, следует понять, что овладение иностранным языком – процесс долгосрочный, может занять 2 или 3 года. Тем важнее изначально подобрать «правильную» программу. Например, так называемый «общий английский» – для сотрудников, которые просто читают и анализируют зарубежные вебсайты, изданную за границей литературу. А вот менеджеры, непосредственно представляющие компанию перед иностранными клиентами, должны освоить «деловой английский». Можно запросить и более специализированные курсы, по профилю вашей конкретной компании (будь то строительство, торговля или разработка программного обеспечения).

Работодатель определяет направленность обучения, а школа – тестирует будущих учеников и выявляет их уровень. У фирмы нередко возникает соблазн всех сотрудников определить в одну группу, таким образом сэкономить на дополнительных курсах и преподавателях. Но это решение губительно для эффективного учебного процесса. Как бы ни старалась школа преподать некую усреднённую универсальную программу, более продвинутые студенты станут откровенно скучать и ничего не почерпнут из занятий. Отстающие же будут демотивированы безнадёжным равнением на чужой высокий уровень.
Оптимальное количество учащихся – от 4х до 6ти, но чаще всё же формируются группы по 8-10 человек. Выбирать ли такой своеобразный компромисс между затратами и эффективностью обучения – решать заказчику.
В организации самих занятий есть детали достаточно очевидные. Например, помещение должно быть просторным, оборудованным маркерной доской, магнитофоном. Но вот время обучения – это самый спорный момент. С одной стороны, уставший от работы сотрудник хуже усваивает материал. С другой, ни одна фирма не согласится проводить обучение в «пик мозговой активности» (с 11 до 14 дня), ведь именно в это время разрешается 80% рабочих дел. Дилемма не имеет однозначного решения. Директор «Light», даёт лишь один совет: не делайте большой перерым между окончанием рабочего дня и началом урока. Практика показывает: уставшие работники легко поддаются соблазну не дождаться учителя и уехать домой.
Будучи сама руководителем коллектива, Татьяна Евгеньевна подчёркивает значимость мотивации. Мало отправить людей постигать язык. Обязательно расписывайте сотрудникам конкретные выгоды от достижения цели. В одних компаниях upper-intermediate гарантирует продвижение по служебной лестнице, в других – небольшой бонус к зарплате, и так далее.
Впрочем, для сотрудника есть ещё одна вполне очевидная выгода: после повышения языковой квалификации его охотнее возьмут в другую фирму. Боясь утечки выращенных ценных кадров, некоторые работодатели прописывают в трудовом договоре следующий пункт: уволившийся обязан возвратить потраченные на него средства. Но и без этого пункта, потери уравновешиваются тем, что к вам приходят специалисты, уже освоившие английский на предыдущем месте работы.
В заключение разговора Татьяна Евгеньевна подчеркнула важность постоянного контроля за процессом. Если школа отслеживает посещаемость и успеваемость студентов, фирма-заказчик может проанализировать отчёты и внести коррективы: усилить мотивацию сотрудников, затребовать изменения в содержании, интенсивности курса. В школе «Light» при заключении договора оговаривается условие, что в случае пропуска студентом более 20% курса, целесообразность его продолжения оставляется на рассмотрение заказчика.
Как видно из всего вышесказанного, при организации корпоративного обучения важно учитывать множество факторов. Залогом успеха является сотрудничество школы и клиента, совместная постановка реалистичных ориентиров и выбор методик обучения, наиболее эффективных для каждого конкретного случая.
Школа-клуб "Light"

www.lightschool.ru
e-mail: lightschool@mail.ru
г.Ульяновск, ул.Федерации, 25
тел. +7 (8422) 44-58-16