HR для IT

Основные тенденции последних лет в экономике страны привели к тому, что снизился отток специалистов из России. Внутренняя ротация персонала достаточно высока, но в связи с тем, что IT-технологии иногда допускают некоторую удаленность, разница в уровне заработных плат между столичными городами и небольшими, как например, Ульяновск, начала снижаться, тем самым увеличив спрос на IT- специалистов в провинции и усилив конкуренцию между ними.

Практически весь рынок товаров и услуг основан на IT-технологиях. Ежегодно спрос на итишников вырастает, согласно статистике на 25 %. В Ульяновске два ведущих вуза (УлГУ и УлГТУ) ежегодно выпускают более 150 человек. Об уровне образования говорит тот факт, что большинство выпускников востребованы еще будучи студентами. Предложения о работе они начинают получать со 2 – 3 курса, и не
только от ульяновских компаний. Рейтинг этих факультетов достаточно высок как в регионе, так и в целом по России.
Но как и в любой другой отрасли, есть особенности и проблемы. Об этом и о возможных решениях, мы беседуем с HR-директором ITECH.group Падериным
Олегом.

Корреспондент JOB73.ru. IT-специалист слишком обтекаемый термин. При внешней похожести среди специалистов очень разнится специализация. Среди каких специальностей среди «итишников» наблюдается наибольший дефицит.


Падерин Олег.  Традиционно самой дефицитной специальностью являются дизайнеры – основное требование, предъявляемое к ним – это наличие портфолио качественных авторских работ. Ульяновские вузы подготовкой именно веб-дизайнеров не занимаются, и, как следствие, все кандидаты на эту позицию «набираются» опыта самостоятельно. Поэтому их количество очень ограничено.

Непросто найти и хороших менеджеров проектов – кандидаты на эту позицию должны обладать большим набором технических знаний, быть коммуникабельными и иметь организаторские способности – ведь им придется управлять командой разработчиков.
Вообще определенные сложности есть практически в каждой позиции – полностью готовых к работе специалистов найти очень непросто, поэтому достаточно большое время (как правило, от 3 до 6 месяцев) уходит на адаптацию новичка, на его привыкание к нашим правилам и стандартам, на обучение всем необходимым знаниям.

Корреспондент JOB73.ru. Изменился ли спрос на IT- специалистов за последний год - два, в связи с
теми инвестиционными проектами, которые стартовали в Ульяновске.

Падерин Олег.  Точно могу сказать, что с каждым годом увеличивается спрос на профессиональных и опытных специалистов. Причем спрос и на качество, и на количество. Компании, присутствующие на рынке достаточно давно, растут и расширяют свой штат, постоянно испытывая необходимость в новых кадрах.
В регион начали приходить крупные федеральные организации, открывая свои филиалы и представительства. Регулярно появляются и новые игроки, также испытывающие острую нехватку квалифицированных сотрудников. Как и во многих других отраслях, в сфере IT очень ощущается кадровый дефицит.
При этом не стоит забывать и о постоянном оттоке молодых специалистов в крупные города – по моим наблюдениям, за последние пару лет эта тенденция несколько снизилась, однако по-прежнему остается достаточно актуальной.

Корреспондент JOB73.ru. Какие методы поиска и отбора наиболее эффективны в данной отрасли. Какова роль тестирования и к каким методикам лучше обращаться?


Падерин Олег.  Так как наша компания занимается веб-разработками, то очевидно, что сотрудников мы в первую очередь ищем именно в Интернете – это региональные и и федеральные сайты по поиску работы. Достаточно большое количество резюме приходит по объявлениям, размещенным на нашем корпоративном сайте.
Кроме этого, сотрудничаем с университетами – например, в этом году мы совместно с УлГТУ работали над проектом, к разработке которого привлекли старшекурсников факультета информационных систем технологий. Лучших ребят в дальнейшем принимаем на работу. В планах есть организация обучающих занятий на базе одного из университетов. Также мы регулярно участвуем в ярмарке вакансий, проводимой УлГУ.
Многие приходят по рекомендациям уже работающих у нас сотрудников. Большое внимание мы уделяем повышению престижности бренда среди потенциальных кандидатов, стремясь стать одним из самых выгодных работодателей среди IT-компаний. Для этого мы создаем комфортные условия работы – организовали обеды в офисе, запустили корпоративный транспорт для доставки сотрудников на работу, компенсируем стоимость занятий спортом, регулярно пересматриваем схемы оплаты труда, много времени уделяем обучению и развитию сотрудников.
При собеседовании мы оцениваем уровень технической подготовки кандидата – насколько хорошо он обладает всеми необходимыми знаниями и навыками на текущий момент – и его способность и стремление к обучению и развитию. Также очень важно определить его личностные характеристики – то есть понять насколько легко человек «впишется» в нашу корпоративную среду. Причем личностные факторы ничуть не ниже профессиональных – к примеру, гениальному программисту, не умеющему работать в команде, мы, скорее всего, откажем, если на заявленную позицию будем искать командного игрока. Тут очень важно оценить набор тех компетенций, которыми должен обладать сотрудник.
Практически на все вакансии, открываемые у нас, мы готовим тестовые задания, чтобы оценить, как кандидат справится с задачей, максимально приближенной к реальной, и уже после этого мы принимаем окончательное решение.
Отбор у нас достаточно жесткий, и попасть к нам непросто, но про тех, кто его с честью проходит, можно с уверенностью сказать, что это уже состоявшиеся или будущие профессионалы, лучшие из лучших в своих специализациях.

Корреспондент JOB73.ru. Какова ситуация в Ульяновске с позициями руководителей среднего и высшего звена и насколько отвечает требованиям бизнеса уровень подготовки IT-руководителей?


Падерин Олег.  Руководителей среднего звена мы стараемся готовить внутри компании – это процесс долгий и трудоемкий, но в результате мы получаем управленца, адаптированного к специфике компании и обладающего всеми необходимыми знаниями. Практически все начальники отделов начинали свою работу у нас рядовыми сотрудниками. Реализацию наших новых направлений мы также стараемся поручать своим сотрудникам – к примеру, созданный в октябре отдел аналитики сформирован из специалистов других подразделений. И этот пример не единственный.
С топ-менеджерами ситуация несколько сложнее. Основная проблема – опять-таки специфика деятельности компании – интернет-бизнес в России и в Ульяновске, в частности, до сих пор находится на ранней стадии развития, как следствие, отсутствие опытных и сильных управленцев в этой сфере. К счастью, в нашей компании состав топ-руководителей стабилен, и большая их часть работает уже несколько лет.

Корреспондент JOB73.ru. При выходе компании из рамок региона меняется и подход к персоналу.Расскажите пожалуйста об опыте Вашей компании.


Падерин Олег.  Сейчас мы уже стали федеральной компанией, работающей с крупными заказчиками из Москвы и даже стран ближнего зарубежья. Соответствующим образом меняем и корпоративную культуру организации, ориентируя сотрудников на то, что они становятся лучшими специалистами по стране. И это действительно так! Конечно же, это требует очень больших усилий с нашей стороны – обучения, индивидуального подхода к каждому сотруднику, внедрению новых технологий организации рабочих процессов, но эти меры полностью оправдывают себя.
Помимо этого, сотрудники должны понимать уровень возросшей ответственности и цену возможных ошибок. То что считалось нормальным еще год – два назад, сейчас у нас просто неприемлемо.
Так же очень важно понимать, что находиться на таком уровне возможно только постоянно развиваясь и самосовершенствуясь – не желая или не умея учиться, работать у нас просто не получится.

Корреспондент JOB73.ru.  Ситуация кризиса затронет по прогнозам и IT сектор. Как по-вашему,изменится ситуация в ближайший год на рынке труда ИТ специалистов?


Падерин Олег.  Предположу, что возможно не всем компаниям удастся пережить кризис – причем в первую очередь это коснется компаний небольших, для которых потеря нескольких основных клиентов может оказаться фатальной. Многие компании уже начали сокращения, которые в том числе касаются и IT-подразделений. Как следствие, увеличится число предложений на рынке труда, будет больше фрилансеров. Крупным IT-организациям справится с кризисом будет легче, к примеру, мы, обладая достаточно большой клиентской базой, даже потеряв часть прибыли, в самом худшем случае ограничимся небольшими сокращениями, но надеюсь, что не дойдет и до этого.

Корреспондент JOB73.ru. Что Вы могли бы пожелать читателям Портала JOB73.ru?
Падерин Олег.  Больше радости, добра и хорошего настроения :)