Имидж работодателя

Директор агентства Работодатели и работники
Если раньше российские компании уделяли мало внимания имиджеобразующей деятельности, то за последний год о ней забыли совсем. Ажиотаж вокруг кризиса привел к еще большему его "расцвету", чем могло бы быть в действительности. Многие руководители решили сократить расходы самым легким с их точки зрения способом - сокращением штатов, а некоторые в панике уволили до 50% работников, иногда даже нарушая трудовое законодательство. А оставшимся сотрудникам пришлось работать с удвоенной энергией, причем их заработные платы на большинстве предприятий от этого не повысились, а на некоторых даже снизились, иногда тоже в два раза. Многие предприятия малого бизнеса закрылись вообще.

В итоге на рынке труда появилось очень много безработных среди самых разных специалистов. Сейчас, когда экономика начала приходить в норму, рынок труда тоже постепенно оживляется. Однако мало кто из работодателей спешит менять "кризисные" условия труда - заработная плата все еще низкая, обязанности двойные, если не тройные, оформления не предполагается... Как говорят, "к хорошему быстро привыкаешь" - вот работодатели и привыкли.
Работники же наоборот, еще не отвыкли от докризисных "хороших" времен. И неважно, высококлассный ли это узкоспециализированный профессионал или неопытный новичок / рабочий без квалификации, все работники продолжают мечтать о достойных условиях труда. А их нет.
В итоге на большинство образующихся сейчас вакансий приходят только совсем отчаявшиеся или неопытные специалисты, но работодателей они не устраивают. Некоторые компании, чтобы привлечь стоящих специалистов, указывают зарплаты, которые заведомо не собираются выплачивать, или скрывают недостатки в характере работы (график, функции и др.). В итоге сотрудник увольняется через 1-3 месяца, и вакансия снова открыта. Закрепляется репутация - фирма с "текучкой" кадров.
Обо всех этих явлениях стоит задуматься: даже если у компании наступят лучшие времена, и она будет предлагать и обеспечивать действительно достойные условия труда и отличные вакансии, то сколько специалистов ей поверит? И когда? Плохие новости распространяются быстро, плохая репутация держится долго, ее трудно исправить.
Помимо недостатка специалистов есть и другая проблема - их уход. А именно переход профессионалов с фирм, где им сократили зарплату, на другое предприятие с надежной "хорошей" репутацией, достойной оплатой и удовлетворительными иными условиями труда. В последние входят, например, регулярность выплаты заработной платы, отсутствие или оплата переработок, оформление, социальный пакет, психологическая атмосфера в коллективе, поведение начальства.
Советую руководителям задуматься, на какой сейчас стадии репутация их компаний относительно трудовых условий для персонала. Может следует что-то изменить? Пока не поздно.
А если компания нацелена на долговременное существование и развитие, то эта часть репутации важна особенно!

Посредники между работодателями и работниками

Отдельно стоит обсудить вопрос о ситуации на рынке кадровых услуг. Ярче всего здесь заметны следующие проблемы, также связанные с имиджем организаций.

1) Плохой имидж компании вызывает либо отказ в услугах по подбору персонала, либо их удорожание, так как агентство не может быстро изменить мнение большинства потенциальных работников о каком-либо работодателе за короткое время, а количество и качество согласных работать у него оставляет желать лучшего. Поэтому поиски требуют больше времени и ресурсов.

2) Кризис кончается, а у так называемых "лохотронов" пик активности. Раньше человек мог спокойно выбирать, куда ему обратиться за помощью в период безработицы: в Центр занятости, в рекрутинговое агентство, которое ищет персонал для работодателя, и соответственно его услуги оплачивает тоже работодатель, для соискателя они бесплатны, хотя ждать приглашения иногда приходится долго, особенно если Вы специалист не очень высокого разряда и много конкурентов лучше Вас, или в агентство по трудоустройству, работающее на соискателя и за его деньги подыскивающее ему вакансии, в этом случае предложение соответствующей работы происходит обычно быстрее. Теперь, когда кризис увеличил число безработных, естественно увеличилось и число агентств по трудоустройству. В принципе это закономерное явление экономики, и все бы ничего, однако появились и лица, злоупотребляющие несчастьем безработных.
При отсутствии реальных вакансий и несоблюдении своих обязанностей по нахождению клиенту работы в дальнейшем эти "злокачественные новообразования" по завышенным ценам обещают соискателям "златые горы" и только после оплаты признаются, что этих "гор" пока нет, их еще только собираются искать, заведомо зная, что поиски они проводить не будут либо это будет чисто символическая информация. К сожалению, эта плохая репутация сказывается не столько на их непосредственных причинообразователях (так как адрес, телефон и название они потом быстро меняют), сколько на остальных агентствах по трудоустройству, которые честно отрабатывают оплаченные им услуги. А народ страдает и от реальных потерь (финансовых), и от упущенных возможностей ("обжегшиеся" однажды соискатели чаще всего не обращаются снова в агентства по трудоустройству, хотя для некоторых специалистов это наиболее оптимальный и эффективный вариант поиска работы).

3) Центры занятости: их репутация, как ни странно (ведь бюджетные предприятия всегда считались опорой работающих и безработных - хоть немного, но помогут), тоже ухудшилась. Чаще всего желающие встать на учет жалуются на очереди: раньше они были просто длинными, а теперь просто непреодолимые. А уже стоящие на учете отмечают почти полное отсутствие достойных / удовлетворительных вакансий: пару лет назад ЦЗ помог, а сейчас не смог. И даже общественных работ на всех не хватило. Многие безработные, слыша такие отзыва, даже не утруждают себя попыткой регистрации в ЦЗ, если только они не собираются отдохнуть от работы несколько месяцев, получая пособие.

Рекомендации имиджмейкера
1) Кадровик (инспектор отдела кадров / менеджер по персоналу / HR-специалист и т.п.) - это лицо компании для потенциальных сотрудников. Он может достаточно сильно подпортить репутацию организации, даже если непосредственные условия труда у нее отличные. Ели соискатели "на входе" в компанию встречаются с высокомерием и хамством, то у них складывается отрицательное мнение обо всей компании в целом. Бывали случаи, когда известные предприятия лишались отличных специалистов именно по этой причине. Кандидат просто не приходил на второй этап конкурса. Поэтому правильно организованная работа HR-отдела тоже имеет огромное значение для имиджа компании.

2) Разрабатывая стратегии HR-брендинга специалисты рекомендуют начать с проведения анализа слабых и сильных сторон компании по следующим критериям: карьерные и профессиональные перспективы, оплата и условия труда, психологический климат в компании, социальный пакет. После этого эти данные надо сравнить с тем, что предлагают своим работникам конкурирующие компании. Выделив свои преимущества, можно начать распространять эту информации на сайтах, предлагающих работу, и на личном сайте компании, на выставках, при анонсе вакансий и подготовке презентаций для демонстрации их кандидатам или новым работникам. Но информация о компании на внешнем рынке всегда ближе к действительности, чем сообщаемая компанией. По этой причине, чтобы поддержать положительный имидж, обязательно надо время от времени наблюдать за информацией о компании, которая появляется в Интернете, и действовать, используя методы нейтрализации "черного пиара". От имени неофициального лица Вы сомневаетесь в информации и и репутации писавшего, повышаете ссылочное ранжирование страниц, имеющих положительные отклики, регулярно занимаетесь размещением пресс-релизов в интернет-изданиях.

3) Последнее, но не менее важное - правильно оплачивать работу, обоснованно увольнять, не выходить за рамки закона, исключить скандалы и корректно общаться с потенциальными работниками. Только так Вы сохраните репутацию, создадите положительный имидж и привлечете в свою компанию отличных специалистов.

Успехов Вам!

В подготовке интерьвью принимала участие Богачева Яна

Фото Евгения Ножина